powered by FreeFind
         RUSSIAN         FRANÇAIS         ENGLISH         DEUTSCH         Contact        

АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ

Ибанская загадка

Нелепость того, что я наблюдал в Ибанске, стала меня раздражать. Понять ее на уровне здравого смысла было невозможно. Вспомнились слова ибанского поэта: «Ибанск мозгами не понять...» А, так как понимать каким-то другим образом я не был обучен, то стал задумываться над тем, чтобы покинуть Ибанск. Но тут я случайно познакомился с одним коренным (по его словам - закоренелым) ибанцем. Познакомился во время выпивки после всеибанского форума, посвященного борьбе с коррупцией. Мы оказались за одним столом. Его имя - Ибан. После первой рюмки мы перешли на «ты». После второй стали разговаривать как хорошие знакомые. А после десятой (или пятнадцатой - сейчас уже не могу вспомнить) стали закадычными друзьями.

Я обратил внимание моего нового друга на нелепость явлений ибанской жизни. «Да, - согласился он, - наша жизнь выглядит, как нелепость. Или, лучше сказать, как неразрешимая загадка. У нас, как говорится, без пол-литра не разберешься ни в чем». Я сказал, что пробовал следовать этому совету – безуспешно. Он ответил, что мой подход к ибанским проблемам ошибочен методологически: после пол-литра я все еще пытался решать эти проблемы, тогда как после пол-литра должна была отпасть сама надобность в том, чтобы вообще в чем-либо разбираться, проблемы должны отпасть. «Почему?» - изумился я. «Да потому что все ибанские проблемы вообще неразрешимы на уровне здравого смысла, - ответил он, наливая по очередной рюмке. - Все ибанские проблемы надуманные, в реальности они вообще не существуют». «Для чего же их выдумывают?!» - не унимался я. «Именно для того, чтобы убедиться в их неразрешимости по причине их отсутствия, - сказал он. - Чтобы устраивать конгрессы, конференции, совещания, симпозиумы и прочие говорильни. Разумеется, с последующей выпивкой. А водочка тут отличная, настоящая ибанская. Не хуже русской. Не поддельная. Сейчас в Ибанске семьдесят процентов алкокольных напитков – подделка».

Я пожаловался, что у меня за время жизни в Ибанске не было ни дня, чтобы меня в чем- нибудь не обманули. Вот даже водка поддельная. Как они, ибанцы, могут терпеть такое?! «Но ведь и вы, русские, не можете похвастаться тем, что живете без обманов, - возразил Ибан. - Вот ты сказал, что у нас, в Ибанске, обманывают все, везде и всегда. Сильно сказано! А в чем тут проблема-то? Бороться против этого зла? Разоблачать обманщиков? Воспитывать массы ибанцев? Нужно быть полным невеждой в понимании Ибанска, чтобы рассчитывать на успех. Обманывают-то все, всегда и везде. Если бы некоторые, иногда и кое-где, с этим еще можно было бы бороться и установить мало-мальски приличные рамки. А бороться против того, что всегда, везде и у всех, бессмысленно, ибо это заложено в самой натуре ибанцев. Это надо принимать как природную данность».

«А как этого добиться? - спросил я. - Тебя обманывают, а ты должен делать вид, что не замечаешь этого?» «Нет, - ответил Ибан. - Во-первых, ты заметишь обман далеко не всегда. И чаще он не так уж значителен для человека такого социального уровня, как твой. А во-вторых, не смотри на это, как на обман. Вот ты жаловался, что вчера в магазине тебя обвесили на сто грамм, а в кассе обсчитали на двадцать ибаней. Бессмысленно возмущаться. Нормальная реакция должна быть такой: ты заранее должен знать, что ты покупаешь не килограмм, а лишь девятьсот грамм, и стоят они не двести, а двести двадцать ибаней. Покупая водку, знай, что она может быть поддельной. И так во всем. Это - реальная норма ибанской жизни, а не нарушение каких-то моральных или юридических норм. Ты слушал послание Презибана участникам сегодняшнего форума? Обещает поднять жизненный уровень ибанцев в течение года почти вдвое. И ты веришь, что он сдержит обещание? Нет, конечно. Никто не верит. И сам он не верит. Его слова не обман. Тут имеет место своего рода ритуал, этикет, формальность. Конечно, находятся холуи, которые превозносят его слова как высшую государственную мудрость. И это тоже норма. Впрочем, такое имеет место во всяком мало-мальски развитом обществе. Кончилась водка? Надо попросить официанта принести еще бутылочку».

«Возьмем сегодняшний форум, - продолжал Ибан после того, как мы опробовали водку из новой бутылки и одобрили ее. - Ты, конечно, слушал выступления - тебе нужно писать о нем отчет в Москву. Я же слышал этих ораторов не раз. Могу заранее сказать, о чем они говорить будут. Так что я просматривал журналы, решал кроссворды, боролся со сном, так же поступали и другие участники. Это - тоже норма нашей жизни. Если слушать наших ораторов впервые и всерьез, можно подумать, будто тут собрались самые светлые умы и государственные гении, заботящиеся только о благе страны, народа, всего человечества. Искушенный же ибанец знает заранее, что все это - спектакль словоблудия. Но это не есть нечто совершенно бессмысленное и вообще ненужное. В этом смысле весь наш Ибанск есть полная бессмыслица и историческая ненужность. Этот спектакль и есть наша ибанская реальность. Если бы ты знал, сколько людей было задействовано в его подготовке, сколько потрачено сил и средств, сколько еще будет потрачено сил и средств на освещение его в СМИ и на реакцию на него на всех уровнях социальной иерархии, в различных регионах страны, в огромном числе всякого рода учреждений. И все-таки все это не пустяк, а нечто очень серьезное. Загадка? Да. Но разгадать ее можно только умом. Ибанск кажется непостижимой для ума загадкой лишь потому, что «пониматели» (или, точнее говоря, «непониматели») не принимают во внимание, во-первых, ибанский национальный характер и, во-вторых, специфику социальных законов человеческих объединений типа Ибанска». После этой встречи я отказался от намерения покинуть Ибанск. С моим новым другом Ибаном мы стали встречаться регулярно. Он оказался специалистом по теории ибанизма. В последующих репортажах я иногда буду ссылаться на него как на эксперта и использовать его суждения. Поскольку в Ибанске дружеские встречи протекают как выпивки, то русское слово «репортаж» тут переводится как «выпитаж».

Ибанск, 8 декабря 2005 г.

Александр Зиновьев



Ибанские хроники